Дети капризничают, таким способом они тестируют родителей на реакции, таким образом они адаптируются к жизни, нарабатывают свой опыт и получают навыки общения.
И это в большинстве случаев нормально.
Но встречаются дети, поведение которых вызывает недоумение или даже опасение. Истерики, неадекватное поведение, нецензурные слова, неуправляемость.
В первую очередь таких детей нужно показать детскому психологу, чтобы исключить проблемы неврологии и развития. Причины могут быть как в психике ребёнка, так и в неосознанном поведении родителей.
Но здесь я хочу обратить ваше внимание на другую и очень частую причину неадекватного поведения и состояния ребёнка.
Дело в том, что до 12-13 лет ребёнок остается частью мамы, с момента зачатия и до полного развития личности ребёнок психологически и энергетически не разделяет себя с мамой. Это заложено законами биологического развития. Так ребёнок быстрее адаптируется в жизни, «примеряя» на себя мамин жизненный опыт, её отношение к жизни, к себе, к окружению. Болезни и истерики ребёнка – это зачастую мамины, в своё время нерешённые проблемы и ситуации. Ребёнок как часть общей с мамой Вселенной воспринимает её проблемы, как задачу, которую предстоит решить ему. Так заложено для выживания рода – передавать свой опыт и решать нерешённые проблемы из поколения в поколение. Конечно, это происходит неосознанно и ребёнок, как впрочем и мама, не знают, какая такая проблема зависла без решения.
К примеру, беременность мамы 8 месяцев. Зачатый ребёнок уже воспринимает все события, происходящие с мамой, как свои. Если в это время у мамы происходит стресс, то этот стресс касается и ребёнка. Это он попадает в сложную ситуацию. Это он должен искать решение. Если ситуация завершается благополучно, то ребёнок «записывает» мамин опыт решения этой ситуации и после рождения вполне может применить это решение, хотя сознательно не присутствовал в маминой ситуации.
Главное условие благополучного завершения ситуации – выравнивание эмоций. Если при воспоминании стресса у мамы возникают эмоции – злость, обида, отчаяние, вина и т.п., то и у ребёнка «сохраняются» эти состояния. Большая вероятность, что в 8 лет своей жизни он будет испытывать эти же эмоции либо без причины, либо попадёт в такую ситуацию, где такие эмоции будут уместны с позиции его восприятия мира.
Если решения в маминой ситуации не нашлось, ребёнок запрограммирован на проживание подобной ситуации снова и снова, чтобы найти решение для выживания всего рода.
Поэтому необходимо осознавать свой опыт, чтобы не перекладывать решение проблем на детские плечи. Как?
Соотнесите возраст начала неадекватного поведения ребёнка с месяцем вашей беременности – как в примере. Если ребёнок изменился в 8 лет, пересмотрите 8й месяц своей беременности. Что происходило в тот момент? Какая ситуация вызывала и до сих пор вызывает ваши негативные эмоции?
Если ситуация вспомнилась, её необходимо «проработать». Это значит, найти новое, сознательное решение и прожить эту ситуацию снова. К примеру, был серьёзный скандал и при воспоминании вы снова испытываете злость, обиду, несправедливость. Сейчас, при наличии жизненного опыта вы, вероятно, поступили бы по-другому. Представьте вашу ситуацию в новой редакции. Проживите мысленно её так, как бы вы реагировали сейчас. Ищите снова и снова решение, чтобы воспоминание об этой ситуации не запускало в вас негативный фон.
Если вы смогли восстановить душевный покой и теперь эта ситуация не вызывает негативных эмоций, значит, ситуация «проработана». Вы получили опыт решения таких ситуаций и вашему ребёнку уже не нужно искать решение.
Понаблюдайте за поведением вашего малыша – очень большая вероятность, что его состояние изменится. Бывает, что это наблюдается даже мгновенно.
Если ребёнок изменился в 10 лет – смотрите 1й месяц беременности, в 11 лет – 2й месяц.
Другой способ проработки прошлых проблем. Вспомните ситуацию, удерживайте мысленно картинку, образ этой ситуации и наблюдайте за дыханием. Сделайте несколько глубоких спокойных вдохов, выдохов. Продолжайте удерживать картинку-воспоминание и дышите. Через некоторое время вы не вспомните, что чувствовали тогда, и картинка-воспоминание может исчезнуть. Это значит, ваша ситуация разрешилась.
Третий способ можно применить при работе с маленькими детьми. Вы вспомнили, что за ситуация удерживает ваши негативные эмоции. Когда ребёнок спит, подсядьте к нему и тихо-тихо проговорите, что это не его проблема, что это ваша задача и вы снимаете с него обязанность решать проблему за вас. Не нужно, чтобы он вас слышал, его подсознание уловит ваш посыл и его состояние изменится.
И, конечно же, эмоциональное состояние ребёнка, как и его физическое здоровье, зависят в первую очередь от состояния мамы. Чем спокойнее, гармоничнее мама – тем здоровее и спокойнее ребёнок. Работайте с собой, создавайте вашим малышам позитивный эмоциональный фон и у вас не будет проблем с детьми.
Будьте здоровы и счастливы!
Очень интересная практика! Нужно попробовать!